Что такое такелажная скоба? Стандарты размеров, современные виды, правила и особенности выбора

Такелажные скобы применяются при работе по подъему и перемещению различных грузов. Основная задача приспособления – надежная сцепка элементов грузоподъемного механизма. В виду того, что в процессе эксплуатации на изделия оказывается серьезная физическая нагрузка, их изготовление регламентируется отечественными ГОСТами и зарубежными техническими нормами.

О видах такелажных скоб, с фото и иллюстрациями, их назначении, способах изготовления и устройстве пойдет речь в статье.

Классификация

По форме, материалу изготовления, конструкции скобы бывают следующих разновидностей:

  • U- образные и омега-образные такелажные скобы,
  • в зависимости от диаметра фиксатора – под палец либо под штифт,
  • по наличию дополнительного крепежа, исключающего произвольное отвинчивание пальца,
  • в зависимости от диапазона рабочих температур – теряющие заявленные в паспорте изделия прочностные качества при температурах ниже -40 градусов или нет,
  • в зависимости от покрытия скобы – позволяющие либо не позволяющие производить работы в условиях агрессивной окружающей среды или при высоких температурах.

Максимально допустимая нагрузка на скобу определяется как ее геометрической формой, так и материалом, из которого она изготовлена, и последующей ее термообработкой.

Действующий ГОСТ и его требования

Выбор той или иной конкретной скобы определяется испытываемыми ею в процессе эксплуатации статическими и динамическими нагрузками, размерами элементов крепежа и условий, в которых она будет эксплуатироваться. Данные об изделии можно узнать из его паспорта, а также ознакомившись с ГОСТ 2224-93.

Нормы ГОСТ оговаривают следующие параметры изделия:

  • пригодные для изготовления такелажных скоб марки стали,
  • применяемые для изготовления технологические процессы – ковка, горячая либо холодная гибка,
  • предъявляемые к рабочей поверхности требования,
  • возможные места для маркировки изделия и содержание маркировки,
  • информация о методике контроля качества изготавливаемых изделий,
  • описание процесса консервации и расконсервирования.

Как подобрать размер скобы

Скоба подбирается в соответствии с размерами грузовых строп, регламентируемыми требованиями ГОСТ 25573-82. Это в частности касается толщины скобы и пальца, дистанции между захватом и свободным участком троса.

Наиболее значимы следующие параметры:

  • зев такелажной скобы, пропорционально толщине применяемого троса,
  • длина внутренней части,
  • общая длина,
  • толщина скобы и пальца.

В зависимости от параметров троса, а также предполагаемой механической нагрузки, выбирают либо прямую, либо омегообразную такелажную скобу. Прямой скобой пользуются, если достаточно рабочего пространства для элементов крепежа, и не предполагается случаев зажима груза.

Омегообразную, или якорную скобу применяют, когда нет места для пальца, или при пользовании многоплечевыми такелажными приспособлениями.

Требуемые размеры скобы можно определить по ее номеру, соответствующему максимально допустимой нагрузке на нее. Кроме того, различные материалы, из которых изготавливают скобы, имеют различные значения допустимых нагрузок при одинаковых геометрических размерах и формах изделия.

Выбор типоразмера такелажных скоб

Главное условие выбора той или иной скобы – оказываемое на нее усилие в процессе эксплуатации должно быть впятеро меньше максимально допустимого для данного вида изделия.

В случае признаков коррозии на поверхности скобы, она признается непригодной к дальнейшей эксплуатации. По этой причине наибольшей популярностью пользуются оцинкованные, в худшем случае – окрашенные антикоррозийной краской изделия. Стоимость оцинкованных изделий выше, чем у окрашенных или необработанных.

В зависимости от способа производства различается и прочность – изготовленные методом холодной гибки, скобы обладают значительно меньшей прочностью относительно произведенных путем горячей гибки и последующей термообработки. Это свойство обусловлено сильным напряжением изгиба у первого типа скоб.

При той же толщине скобы и пальца, якорные такелажные скобы выдерживают нагрузку в 2,5 раза больше, чем прямые. Существуют специальные таблицы, показывающие зависимость между диаметром скобы и максимально допустимой для нее нагрузкой.

Фото такелажной скобы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
remproffi.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: